X

5 ошибочных убеждений о психологии

5 ошибочных убеждений о психологииНевероятные факты

Учитывая обилие информации, касающейся различных психологических принципов и уловок, может показаться, что вы очень хорошо разбираетесь в том, как устроена человеческая психика.

К сожалению, скорее всего, вы основываете свои знания не на истинной науке, а на догадках, собранных за последние 100 лет.

Другими словами, не все, что вы узнали из курса психологии, является неоспоримой истиной.


1. Эпидемия аутизма у детей

Теория:

Сегодня все большему количеству детей ставят диагноз аутизм, возникновение которого приписывают прививкам, определённым продуктам, видеоиграм и многим другим причинам. Существует ли скрытая эпидемия аутизма или может быть он заразен?

lojnie-psihologia-1.jpg

Почему это убеждение ошибочно?

На самом деле то, что может выглядеть, как эпидемия, является чем-то давно существовавшим, чему люди недавно дали название. Сами исследователи не считают, что количество детей с аутизмом растет, а скорее родители и врачи лучше распознают это расстройство.

Аутизм получил свое название только в 1943 году, и еще 20 лет после этого расстройство часто путали с шизофренией, и возлагали всю вину на плохое воспитание.

Только в 1980-м году были опубликованы 6 критериев для диагностики этого нарушения. И наконец, дети, которых относили к умственно неполноценным несмотря на высокий уровень интеллекта, получили адекватный возможный диагноз.

Только в 90-х годах 20-го века начали использовать термин "аутистический спектр", что означало существование широкого спектра симптомов аутизма.

Таким образом утверждать, что аутизм является современным заболеванием, это все равно, что говорить, что микробы не существовали, пока мы не изобрели микроскоп.

2. Пять стадий принятия смерти

lojnie-psihologia-2.jpg

Теория:

Вы наверняка слышали, что, когда умирает близкий человек, мы проходим через 5 стадий принятия смерти: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.

Считается, что пока вы не пройдете все эти стадии, вы не примиритесь со смертью любимого человека, а борьба с этим лишь откладывает принятие.

Почему это убеждение ошибочно?

Эти стадии были предложены психиатром Элизабет Кюблер-Росс в 1960-х годах в своей книге "О смерти и умирании". Не существует каких-либо доказательств их существования, лишь заметки, которые она сделала, наблюдая за людьми в несколько иных обстоятельствах.

Это не значит, что эти стадии нельзя применить к скорби о потери близких. Просто на самом деле это были эмоции, которые испытывали смертельно больные люди, сталкиваясь со своей смертью.

Психиатр задавала вопросы умирающим пациентам в больнице и заметила определенный сценарий. Некоторые из них были рассержены, другие отрицали наступление своей смерти, третьи все же принимали ее.

С тех пор многие психиатры и консультанты использовали эту модель пяти стадий для помощи близким тех, кто умер.

В реальности, скорбь для всех проходит по-разному, хотя исследование Йельского университета показало, что большинство людей принимает смерть близких сразу, и это первая, а не последняя эмоция, которую мы испытываем.

3. Власть не превращает нас в садистов

lojnie-psihologia-3.jpg

Теория:

Стэнфордский тюремный эксперимент – это, наверно, один из самых известных экспериментов в психологии. В 1971 году Стэнфордский профессор психологии решил проверить свою теорию, демонстрирующую темную сторону человека.

Читайте также: 5 психологических экспериментов, показывающих темную сторону человека

Филипп Зимбардо решил провести эксперимент, попросив студентов сыграть роль заключенных и охранников в подвале колледжа.

Однако эксперимент, который должен был продлиться две недели, закрылся через 6 дней, когда студенты превратились в мучителей и жертв. Охранники не кормили заключенных, заставляли их справлять нужду в ведра, раздевали их, чтобы применить наказание, и совершенно забыли, что это их однокурсники.

Естественно, в такой ситуации психологи пришли к одному выводу: если одному человеку предоставить власть над другим, он превращается в садиста.

Почему это убеждение ошибочно?

Однако в Стэнфордском тюремном эксперименте был один существенный недостаток. 

Зимбардо был не просто наблюдателем, а руководил процессом, давая такие указания студентам-охранникам, как: "Все это в совокупности должно создать у них чувство беспомощности. У нас полная власть в ситуации. У них ничего нет". То есть психолог играл роль авторитетного лица.

Другими словами, студенты чувствовали необходимость угодить исследователю , и им платили по 15 долларов в день за эксперимент. Кроме того, бывший заключенный консультировал Зимбардо в отношении проведения эксперимента.

Однако, несмотря на все усилия, несколько студентов-охранников не применяли издевательства и проявляли снисхождение к заключенным. Этих студентов не включили в отчет, так как они не подтверждали теорию о том, что внутри мы все только и ждем разрешения, чтобы показать садистские наклонности.

4. Эффект Моцарта

lojnie-psihologia-4.jpg

Теория:

В начале 1990-х годов родители были увлечены "эффектом Моцарта" - якобы научным фактом, будто нерожденный ребенок становится умнее, слушая классическую музыку еще в утробе матери. Популярность обрели сборники классической музыки для новоиспеченных родителей, обещавшие рождение гения.

Однако эффекта Моцарта не только не существовало, но он является ярким примером того, как люди неправильно истолковывают исследование, чтобы результаты выглядели так, как они хотят услышать.

Почему это убеждение ошибочно?

Первоначальное исследование 1993 года Франсиса Рошера (Francis Rauscher), на самом деле, выявило, что прослушивание музыки Моцарта имело небольшое воздействие на выполнение пространственно-ориентированных задач. Этот эффект длился 10 минут.

И это было небольшое исследование, в котором участвовало 36 людей, среди которых не было даже детей. Это были студенты колледжа. Однако музыкальные критики решили взять исследование на вооружение, утверждая, что Моцарт сделает ваших детей умнее.

Однако, как только специалисты решили проверить эту теорию в крупных масштабах, они обнаружили, что, хотя музыка и оказывает положительное влияние, она не сильно влияет на интеллект.

5. Люди с высоким IQ от природы не умнее других

lojnie-psihologia-5.jpg

Теория:

С тех пор как мы узнали, что такое коэффициент интеллекта, практически каждый прошел тест, чтобы выяснить насколько он умен.

Зачастую коэффициент интеллекта влияет и на наше мнение о человеке. Так, например, вы наверно слышали, что у актрисы Шэрон Стоун IQ равен 154, и ваше мнение о ней вероятно поменялось. В то же время вас наверняка огорчит, если выяснится, что у вашего ребенка IQ имеет двузначное значение.

Почему это убеждение ошибочно?

Большинство тестов на коэффициент интеллекта оценивают символическую логику, что включает в себя решение задач, представление о том, как будет выглядеть изображение, если оно будет повернуто, и кратковременную память. 

Но это лишь малая доля того, что составляет интеллект человека, не учитывая такие значительные характеристики, как например, творческие способности.

Нейробиологи подтверждают, что умственные способности намного сложнее, чем решение отдельных задач и запоминание. Так, у вас могут быть развиты способности решения задач, но ваш вербальный интеллект может оставлять желать лучшего. Либо вы можете обладать превосходной памятью, но быть не способны решать задачи.

Возможно, единственное, что проверяют тесты IQ, это вашу способность проходить такие тесты.

И если вы думали, что IQ передаётся генетически, спешим вас разочаровать. Способности, которые оценивают тесты IQ, вполне можно улучшить с помощью обучения и даже стиля воспитания.

Источник: cracked
Оставить комментарий

Оставить комментарий

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Популярные темы:

Ошибка в Тексте? Система Orphus