X

Грань между животными и людьми все тоньше

Грань между животными и людьми все тоньше  Культура

Исследования на лабораторных животных закончились и начались исследования науки о человеке. Такие дисциплины, как философия и социология начали обсуждать границы между человеком и другими животными…

В университетах было время, когда животные принадлежали к сфере науки. Крысы бегали по лабиринтам на благо психологии, неврология изучала поведение обезьян в клетках, более того, в мертвой тишине студенты проводили вскрытие лягушек.

Все изменилось. В этом году первокурсники Гарварда послушают курс лекций на тему "Люди, животные и киборги". В прошлом году в университете Дартмута был курс "Животные и женщины в западной литературе: лошади, коровы и змеи", в Нью-Йоркском университете уже второй год читается курс "Животные, люди и промежуточные существа".

Подобные курсы являются частью развивающейся области, но пока еще не определенной, исследований на животных. По словам Марка Бекоффа (Marc Bekoff), профессора экологии и эволюционной биологии в университете Колорадо, область включает в себя "все, что связано с тем, как люди и животные взаимодействуют между собой". Искусство, литература, социология, антропология, кино, философия, театр, религия – везде есть животные.

В частности область основывается на долгой истории научных исследований, которые размыли четкие границы между людьми и другими животными. Было доказано, что среди других видов присутствуют и умения обращаться с инструментами, и лингвистические навыки, и даже некоторые моральные устои. Эта область также тесно связана с культурологией, при изучении которой очень часто академики обращают внимание на игнорируемых и маргинальных человеческих существ.

В настоящее время некоторые ученые задаются вопросом, зачем останавливаться на достигнутом? Почему мы должны соблюдать нечетко определенную границу, которая отделяет один вид от всех других? Многие ученые предположили, что пришло время для того, чтобы перейти к пост-гуманитарным наукам.

Американский институт животных и общества, которому всего 6 лет, проводит более 100 курсов в колледжах и университетах США, его деятельность относится к исследованиям, проводящимся на животных. Однако, помимо институтов, книг и конференций на данную тематику, которых в настоящее время в изобилии как в США, так и в Европе, появляются и академические программы.

Дейл Джемисон (Dale Jamieson), директор одной из таких программ, подчеркнул, что деятельность, связанная с исследованиями на животных, всегда была "несколько грубой", но он надеется, что программы, подобные организованной им, смогут изменить ситуацию.

Очевидно, что ученые никогда не игнорировали животных. Мыслители и писатели всех времен неизменно сталкивались с тем, что отличает человека от других животных, а также с тем, как мы относимся к нашим далеким и не очень далеким родственникам. Подобный взрыв интереса именно к этой теме является новым, однако, ученые признают, что есть несколько причин, объясняющих этот рост.

Кэрри Вейл (Kari Weil), профессор философии из университета Уэсли, чья книга "Мышление животных: почему мы все еще проводим эксперименты на них?" будет опубликована в первом полугодии 2012 года, заявила, что поведенческие и экологические науки проложили путь, чтобы дать людям понять, что "мы вид среди других видов".

Думая об этом, исследователь Джейн Гудолл (Jane Goodall) впервые показала миру социальную и эмоциональную сторону шимпанзе, а это означает, что невозможно по-прежнему "держать" обезьян на другой стороне пропасти между человеком и животными. Или же посмотрите популярное видео на YouTube, в котором новокаледонская ворона изогнула проволоку таким образом, что она превратилась в инструмент, с помощью которого можно есть рыбу из пищевых контейнеров, и спросите себя, в каком возрасте должен быть ребенок, чтобы он смог решить такую задачу.

Более непосредственное влияние может исходить от философии. Книга "Освобождение животных" (1975) Питера Сингера (Peter Singer) стала основой многих дебатов против убийства, употребления в пищу и проведения научных экспериментов над животными. В книге он задается вопросом о том, каким образом люди оправдывают причинение боли животным.

Лори Груэн (Lori Gruen), заведующий кафедры философии в университете Уэсли, говорит о том, что одним из основных вопросов философии является – "на кого мы должны направлять свои моральные интересы"? "Тридцать лет назад животные занимали одно из последних мест в философских дискуссиях об этике, сегодня они находятся в центре подобных дебатов".

И это в общественных интересах.

"Употребление животных в пищу также является важным предметом академического интереса", - говорит Груэн. "С тех времен, когда взаимодействие большинства людей с животными ограничивается тем, что они просто едят их, это стало большой проблемой". Животные, которые живут рядом с людьми, и которых мы любим, - это еще одна интересная тема.

Еще одна философская линия, которая освещена французским писателем Жаком Деррида (Jacques Derrida), также оказала влияние на изучение животных. Он говорит о том, как мыслят животные и почему, мы, люди дистанцируемся от них. Его подход был адаптирован в научную работу.

Широкое разнообразие тем, методов, интересов и предположений в исследованиях животных ставит вопрос о том, какую роль играет сплоченность в этой области. Юридические школы, к примеру, регулярно предлагают курсы вроде "животные и право", ветеринарные колледжи предлагают к изучению курс по связи между человеком и животным.

Однако, большинство ученых соглашаются с тем, данной области еще предстоит пройти долгий курс развития прежде чем она приобретет четкие академические очертания.

Источник: www.english.pravda.ru
Оставить комментарий

Оставить комментарий

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Популярные темы:

Ошибка в Тексте? Система Orphus