X

Интересные факты о мозге детей - родителям на заметку

Интересные факты о мозге детей -  родителям на заметкуСобытия

Большинство младенцев лысые, пухлые и могут произносить только нечленораздельные звуки. Но мы очарованы ими. Возможно, вас интересует, что происходит в их маленьком мозгу? Каждый родитель должен знать о некоторых особенностях развития мозга ребенка.

Все дети рождаются слишком рано

Биологи предполагают, что дети должны оставаться в утробе гораздо дольше времени для развития, если бы позволяли размеры таза их матерей.

"Чтобы нормально стоять на ногах, таз должен быть сравнительно узок", - говорит нейробиолог Лиз Элиот (Lise Eliot). "Ребенок не должен слишком долго задерживаться в утробе, чтобы он смог спокойно выйти из тела матери. Мозг новорожденного в четыре раза меньше мозга взрослого человека".

Зная этот факт, педиатры часто называют первые три месяца жизни ребенка – "четвертым триместром беременности", тем самым подчеркивая, как сильно дети в этот период нуждаются в опеке. Например, первый раз ребенок способен улыбнуться не ранее чем через 10-14 недель после рождения.

Младенцы еще не имеют социальных навыков, им свойственно постоянно плакать, что пугает многих родителей, хотя на самом деле с помощью плача ребенок просто старается привлечь к себе внимание, которое им так необходимо, чтобы выжить.


Мозг младенца развивается благодаря реакциям родителей

"Сколько существуют дети, столько существуют и родители", - говорит Майкл Голдштейн (Michael Goldstein), исследователь развития речи из Университета Корнелла. "Мозг ребенка использует ответные реакции тех, кто о нем заботиться, что помогает мозгу развиваться". Префронтальная кора головного мозга ребенка, так называемая "управляющая" область мозга, не сильно контролируется, поэтому попытки дисциплинировать ребенка на этой стадии развития просто бессмысленны. Новорожденные учатся понимать, что такое голод, одиночество, дискомфорт или усталость, а также то, как облегчить боль. Родители могут помочь им в этом, быстро реагируя на потребности малыша.

Заставить ребенка совсем не плакать невозможно. Все дети независимо от того, получают ли они нужный отклик со стороны родителей или нет, сильнее всего плачут примерно на 46 неделе после зачатия, то есть примерно во второй месяц после рождения. (Большинство детей рождаются между 38 и 42 неделями беременности).

Эксперты, например, нейро-антрополог и автор книги об эволюции детей Мелвин Коннер (Melvin Konner), считают, что плач в раннем возрасте происходит от того, что физическое тело ребенка развивается, причем 46 неделя является "пиком плача", независимо от того, когда именно ребенок появился на свет. Поэтому если, к примеру, ребенок родился на 34 неделе беременности, то больше всего он будет плакать, когда ему будет примерно 12 недель от роду, а если ребенок родился на 40 неделе, то самый сильный плач будет наблюдаться уже через 6 недель после рождения.


Сюсюканье – важная часть общения с детьми

Когда дети имитируют мимику лица своих родителей, это включает и их собственные эмоции, объясняет Элисон Гопник (Alison Gopnik)в своей книге The Philosophical Baby, 2009. Это помогает младенцам совершенствовать их врожденное понимание эмоционального взаимодействия и может объяснить, почему родители иногда пытаются с помощью мимики показать преувеличенное счастье или печаль, что помогает детям легче копировать их. Сюсюканье – это инстинктивная реакция родителей, что, по мнению ученых, помогает детям развиваться. Музыкальность и преувеличение помогает выделить важные элементы языка, и детям становится легче запоминать слова.


Мозг детей развивается с огромной скоростью

Мозговые системы новорожденного человека, обезьяны и неандертальца имеют намного больше схожих черт, чем если сравнивать мозг взрослого человека с мозгом обезьяны и неандертальца.

После рождения мозг человека развивается очень быстро и к одному году составляет уже 60 процентов относительно мозга взрослого человека. Когда ребенка отдают в детский сад, его мозг уже имеет "готовый" размер, но конечно, он еще продолжает развиваться примерно до 25 лет. Даже потом, мозг никогда не прекращает изменяться, в лучшую или худшую сторону.


Проблески сознания

Мозг детей имеет намного больше нейронных связей, чем мозг взрослого человека. У них также меньше тормозных нейротрансмиттеров. В результате, по мнению некоторых ученых, детское восприятие действительности более рассеяно, чем у взрослых, то есть они в меньшей степени способны фокусироваться на чем-то. Они слабо понимают о том, что их окружает, а также они еще не совсем могут понять, что является важным. Гопник сравнивает восприятие детей с лампочкой, которая рассеивает свет по всей комнате, тогда как восприятие взрослого человека - с прожектором, который намеренно фокусирует свет на определенном месте, при этом игнорируя детали, которые находятся вне зоны освещения.

Когда дети взрослеют, их мозг проходит через процесс "упрощения", нейронная сеть приобретает нужную форму и настраивается благодаря приобретенному опыту. Некоторые творческие личности спорят над тем, можно ли сохранить способность мыслить как младенец.


Детский лепет

С помощью своей рассеивающей свет "лампочки" дети на некоторое время все-таки способны сфокусироваться на чем-то. Когда это происходит, считает Голдштейн, они обычно издают звук, чтобы показать своей интерес. Детский лепет – это бессмысленный набор звуков, которые вырываются из уст детей. Это подсказывает родителям, что малыш готов учиться. Родителям следует держать ухо востро, когда они слышат такие подсказки. Элиот говорит: "Нам известна одна вещь о том, что делает детей более смышлеными – это то, что их родители говорят с ними". Она подчеркивает, что диалог между детьми и родителями очень важен.


Нужно правильно реагировать

Некоторые родители стараются следовать рекомендациям Элиот слишком настойчиво и стараются отвечать на каждый визг своего чада. Однако, если ребенок получает ответную реакцию в 100 процентах случаев, ему становится скучно и они начинает отворачиваться. Дети берут знания очень осторожно, они не могут постоянно учиться.

На инстинктивном уровне, родители реагируют на 50 - 60 процентов детских возгласов. В лабораторных условиях Голдштейн обнаружил, что научиться говорить можно быстрее, если отвечать на детский лепет в 80 процентах случаев.

Родители естественным образом пытаются "поднять планку", то есть меньше реагировать на нечленораздельные звуки, которые они слышат от ребенка, но восторженно повторяя новые звуки, которые больше напоминают какое-то слово. В результате ребенок начинает складывать слоги в слова.


Обучающие DVD и другие материалы не нужны

С рождения дети могут плакать с теми интонациями, которые свойственны их родному языку. Недавние исследования показали, что социальные реакции очень важны для того, чтобы ребенок смог полностью овладеть языком.

"Дети делят мир на то, что относится к ним и то, что не относится", - говорит Голдштейн. То, что к ним не относится, они не пытаются запомнить, потому что и так они получают слишком много информации. То, что записано, не вызывает у детей ответной реакции, поэтому DVD для младенцев, типа Baby Einstein или Brainy Baby, выпущенные с целью повысить словарный запас детей, оказываются неэффективными.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш стал более смышленым, выкиньте все эти бесполезные диски и больше играйте и разговаривайте с ребенком.


Мозгу детей нужен отдых

То, что детям нужно общение не означает, что они должны получать его без перерыва. Детям сложно концентрировать внимание на чем-то долгое время и их легко перевозбудить, считает Элиот. Однако иногда взаимодействие помогает им успокоится. Например, детей можно научить успокаиваться и засыпать, качая их, приглушая свет или пеленая. Способность не только успокаиваться, но и засыпать, особенно в ночное время, может улучшить развитие навыков, по крайней мере, у детей старше 12 месяцев.


Младенцы плохо слышат

Слух у младенцев не очень остр, что возможно объясняет то, что их плач не беспокоит их также сильно, как тех, кому приходится его постоянно слышать.

В основном дети не могут отличать голоса от другого шума также, как это делают взрослые. Когда слух еще не развит должным образом, дети способны спокойно спать даже при высоком уровне шума, а также могут не слышать, когда их зовут.

По этой же причине если ребенок постоянно слышит музыку или в доме включен телевизор, ему сложнее различать голоса вокруг и подхватывать слова. Дети не могут обучиться языку, смотря телевизор или слушая радио. Хотя им нравится слушать музыку, ее можно включать отдельно, но не как постоянный фон при общении.


Им нужно больше, чем только мать и отец

Несмотря на то, что ученые большое внимание уделяют отношениям между ребенком и родителями, исследования показали, что участие других людей в развитии ребенка также имеет большое значение. Согласно исследованию, представленному в журнале Monographs of the Society for Research in Child Development в 2005 году, дети получают больше, если рядом с ними постоянно появляются не менее трех взрослых людей, которые общаются с ними.

Ученые считают, что если ребенок проводит время с кем-то еще, кроме родителей - бабушками и дедушками, няней, другом семьи или обожающей тетушкой - это помогает ему узнавать различные выражения лица и получать больше информации для себя. Дети используют мыслительные процессы взрослых, чтобы уметь к 7-месячному возрасту расшифровывать эмоции других.


Источник: www.livescience.com
Оставить комментарий

Оставить комментарий

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Популярные темы:

Ошибка в Тексте? Система Orphus