X

Как утраты влияют на детей

Как утраты влияют на детейКультура

Как дети узнают о смерти? Став взрослыми, мы понимаем, что смерть носит уникальный характер и неизбежно наступает в конце жизни. Но детское понимание смерти приходит постепенно.

До 5 лет:

1. Дети в этом возрасте еще не умеют абстрактно мыслить в отношении времени и расстояния, поэтому слова "окончательно" и "навсегда" для них ничего не значат. 2. Мертвый для них означает "менее живой". 3. Смерть – это сон или путешествие. 4. Жизнь и смерть – это взаимозаменяемые понятия.

От 5 до 8 лет:

1. Смерть приходит только к плохим людям, с хорошим человеком ничего подобного не случается. 2. Смерть – это финал. 3. Смерть часто рассматривается как результат насилия и агрессии. 4. Существует повышенный интерес к ритуалам, сопровождающим организацию похорон.

9 лет и старше:

1. Смерть – это конец телесной жизни. 2. Мертвый человек – это мертвый человек. 3. Смерть неизбежна, окончательна и универсальна.

Таким образом, примерно к 9 годам, большинство детей понимают, что такое смерть и видят ее как взрослые, но, тем не менее, все же это зависит от развития и наличия опыта потери кого-то из близких или окружения. Лучший способ понять, что дети знают и думают о смерти – это внимательно слушать, что они говорят по этому поводу.

Дети скорбят по-другому?

Дети учатся адаптироваться к широкому диапазону изменений, происходящих вокруг них, таких как отлучение от груди, потеря любимой игрушки, необходимость посещения школы, переезд в другой город или переход в другую школу, смерть домашнего питомца и т.д.

Они, вероятнее всего, испытывают широкий спектр чувств во время этих событий, включая гнев, чувство вины, смятение, печаль и депрессия. Так, потеря не является чем-то неизвестным для ребенка, хотя, возможно, он не понимает, как реагировать или как выразить то, что он чувствует.

Как ребенок справится с потерей, будет в некоторой степени зависеть от его личности, но в основном от того, как их направят в этом их родители или опекуны. Полученная модель поведения может сохраниться вплоть до начала ими взрослой жизни.

До недавнего времени считалось, что дети не скорбят. Но последние исследования показали, что дети, также как и взрослые скорбят по ушедшему из жизни человеку, который был им близок и дорог. В связи с тем, что степень их понимания смерти изменяется по мере их развития, понять и определить, что они чувствует, бывает очень сложно, особенно если речь идет о детях, младше 5 лет.

Малыши. Они совсем ничего не понимают о смерти, но реагируют на то, как ведут себя люди вокруг них. К примеру, скорбящая мать, непреднамеренно передает свои чувства ребенку, который, в свою очередь, может реагировать на это постоянным плачем.

Учащиеся начальной школы. Дети чуть постарше испытывают вполне «взрослые» чувства, такие как шок, растерянность, гнев или чувство вины. Дети в этом возрасте могут не показывать открыто своих чувств, что заставляет их родителей и других окружающих людей полагать, что смерть на них не оказывает никакого воздействия. Любое изменение в поведении говорит о том, что они тоже страдают и нуждаются в поддержке и признании их боли. Общие изменения в поведении включают в себя замкнутость, ночное недержание мочи, отсутствие концентрации внимания, ложь и агрессия. Все это может указывать на их подавленное состояние.

Подростки. Реакции подростков на несчастье подобны реакции взрослого человека, но отрицательные эмоции способны спровоцировать развитие насилия и агрессии. Перепады в настроении и периоды депрессивного состояния – это повсеместно встречающиеся ощущения у подростков, но, зачастую, бывает очень сложно определить, воздействовал ли подобным образом на подростка уход близкого человека или же это его обычное поведение, свойственное переходному возрасту. Подобно взрослым, подростки также могут страдать от головных болей, нарушений сна и режима питания.

Ниже приведены цитаты детей разных возрастов, которые явно отражают испытываемые ими чувства при утрате:

1. Отказ – "Я не верю в это, этого не произошло, это просто сон, папа вернется". 2. Вина – "Она заболела, потому что я стал капризничать, это я убил ее!" 3. Обвинение других – "Это ошибка врача, он не относился к нему хорошо". 4. Тревога – "Кто будет теперь обо мне заботиться?"

Источник: www.bbc.co.uk
Оставить комментарий

Оставить комментарий

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Популярные темы:

Ошибка в Тексте? Система Orphus