Орбита Земли влияет на глобальное потепление

Орбита Земли влияет на глобальное потеплениеНаука

Примерно 55 миллионов лет назад сильнейшая аномальная жара охватила нашу планету. Поверхность Земли в среднем нагрелась до 5 градусов Цельсия. Затем через сравнительно короткий период времени жара спала, хотя после этого последовали еще 2 чуть менее жарких периода.

Основываясь на химическом составе пород, ученые выдвинули предположение, что большой уровень углекислого газа повлиял на глобальное потепление в то время. Но откуда взялось столько этого парникового газа?

Команда исследователей предполагает, что этот углекислый газ появился из-за того, что стала таять вечная мерзлота (замерзшая почва, в которой содержится органический материал) после прохождения Землей определенных циклов обращения вокруг Солнца, которые позволили нагреться полюсам. Из-за таяния в атмосферу было выпущено огромное количество углекислого газа, который не позволял солнечному свету отражаться, поэтому планета стала сильно нагреваться.

Ранее ученые выдвинули теорию о том, что атмосферу изменил метан, который был выпущен из морских отложений. Однако последние исследования, опубликованные в начале апреля в журнале Nature, показали, что для такого серьезного потепления метана было недостаточно.

По другим теориям всему виной могли быть: комета, сильные пожары или осушение мелких внутренних морей. Однако эти теории не могут объяснить менее интенсивные периоды теплого климата, которые последовали позже, считают Марк Пагани (Mark Pagani), профессор из Йельского Университета, и его коллеги.

Исследовав обнажения горной породы недалеко от населенного пункта Губбио, Италия, которые содержат свидетельства периодов аномальной жары в прошлом, ученые обнаружили, что эти периоды совпадали с циклами обращения Земли вокруг Солнца.

Путь, который Земля проходит вокруг Солнца, и расположение других планет могут немного отличаться в соответствии с циклами, которые длятся максимум 100 тысяч лет. Ученые обнаружили, что время трех крупных периодов потепления, которые начались 55 миллионов лет назад, совпадают с периодами, когда земная ось была наклонена больше всего и когда орбита планеты была наиболее эксцентрическая, то есть наименее круглая.

Это означало, что в высоких широтах – областях, расположенных возле полюсов, наблюдалось более долгое и теплое лето, поэтому вечная мерзлота там начинала таять. В результате, из-за таяния мерзлоты выделялось больше углекислого газа, становилось все теплее и так далее.

Ученые фокусируют свое внимание на обсуждении таяния вечной мерзлоты в северном полушарии. Но 50 миллионов лет планета была теплее, чем сегодня, поэтому Антарктика не была покрыта слоем льда, как сегодня. Ученые предполагают, что, вероятно, южный континент имел в запасе свой углерод, хранящийся в вечной мерзлоте.

После того как потепление достигло своего предела через 10 тысяч лет, запасы углерода в вечной мерзлоте должны были истощиться. В результате, в атмосфере накопился углекислый газ, который оставался там около 200 тысяч лет, пока естественные процессы не вывели его. Планета постепенно охладилась.

Затем примерно через 1 миллион лет процесс стал повторяться, однако уже с меньшим размахом, так как к тому времени уже было меньше вечной мерзлоты, которая могла растаять. Наблюдалось менее интенсивное потепление.

Если сравнить с тем периодом глобального потепления, то сегодня наша планета нагревается куда быстрее. Ученые считают, что таяние арктической вечной мерзлоты может еще больше обострить ситуацию.

"Вечная мерзлота – важный источник углерода, который еще не освобожден, но его высвобождение не за горами", - сказал Пагани.

Источник: news.discovery.com