X

Развод на много лет вредит социальной и академической жизни ребенка

Развод на много лет вредит социальной и академической жизни ребенкаНевероятные факты

Новое исследование показало, что подростки, чьи родители разводятся, еще как минимум в течение двух лет испытывают проблемы с математикой, социальными навыками, а также страдают от депрессии и тревоги.

Исследование является первым в своем роде, долгосрочно изучающее состояние детей в предразводной стадии, в процессе самого развода и в послеразводной стадии. "Удивительно, но семейные проблемы, которые налицо в предразводной стадии, не оказывали никакого влияния на социальные навыки ребенка и на его успеваемость в школ", - говорит Хен Сик Ким (Hyun Sik Kim), доктор психологии в университете штата Висконсин. "Но как только начинался бракоразводный процесс, дети сразу же начинали показывать плохую успеваемость в школе, причем догонять своих одноклассников им приходилось около двух лет".

"Лучшее, что я могу предложить в данном случае, это начать вмешиваться нам, психологам, как можно раньше, чтобы помочь ребенку справиться с этим", - пояснил Ким. "Поскольку если такие дети переходят определенную черту в своих переживаниях, им становится гораздо труднее догонять своих сверстников в развитии, поэтому начать помогать им нужно как можно быстрее".

Предыдущие исследования показали наличие серьезнейших воздействий развода на детей: в течение всей жизни у таких детей в два раза повышается риск развития инсульта, и они становятся в два раза слабее перед лицом стрессов. Однако, постоянные ссоры и психологическая борьба родителей друг с другом также плохи для ребенка: так может в итоге развод не является таким уж плохим делом?

Ким использовал данные американского национального репрезентативного долгосрочного исследования, которое изучало детей, пошедших в 1998 году в детский сад, причем за детьми велось наблюдение вплоть до 8 класса. Специалисты наблюдали за детьми, чьи родители разводились в период между тем, как их ребенок пошел в садик и до того, как он окончил третий класс. В результате таких детей оказалось 142 человека по сравнению с 3443 детьми, в семьях которых все было благополучно. (Дети, чьи родители овдовели или развод произошел раньше начала исследования, не учитывались).

После анализа таких факторов, как социально-экономический статус и удовлетворенность семейной жизнью родителей, Ким выделил две группы детей: "стабильные" и "нестабильные", причем соотнес он их также и с успеваемостью по математике и чтению, с оценкой учителей относительно их социальных навыков и наличием поведенческих проблем.

Он обнаружил, что состояние ребенка начинало ухудшаться сразу после начала бракоразводного процесса. В течение следующих двух лет такие дети значительно отставали по математике, и у них совсем не развивались социальные навыки, кроме всего у них начиналась "интернализация" проблем с поведением, то есть они регулярно находились в состоянии тревоги и депрессии, им было одиноко и печально.

Послеразводные трудности

Таким образом, Киму удалось продемонстрировать, как конфликты отражаются на развитии ребенка. "Однако, было немного удивительно увидеть наличие некоторых объяснений, когда я изучал одно исследование о зависимости развития ребенка от развода", - говорит Ким. "К примеру, далеко не все разводы провоцировались и оканчивались семейным конфликтом".

Другое объяснение заключается в следующем: родители, чьи дети кажутся особенно чувствительными, могут принять решение повременить с разводом, опасаясь за здоровье своего ребенка. В итоге, ребенок начинает "бороться" со своими несчастными родителями.

Ким добавил, что исследование не было достаточно крупным для того, чтобы проследить влияние развода по некоторым отдельным признакам (пол, возраст, национальность). Одно исследование 1989 года, которое пришло к выводу, что дети, чьи родители развелись в первые пять лет жизни ребенка, гораздо хуже развивались и чувствовали себя по сравнению с теми детьми, чьи родители развелись позже, не может быть применено ко всем возрастным группам. Ким планирует повторить исследование с участием различных возрастных групп детей.

При этом он добавил, что стадия развода и постразводная стадия гораздо сложнее переносится детьми, чем предразводный процесс. Один из родителей уходит, и постоянное "перемещение" между двумя домами является крайне сложным для ребенка.

Источник: www.livescience.com
Оставить комментарий

Оставить комментарий

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Популярные темы:

Ошибка в Тексте? Система Orphus