X

Самая абсурдная авиакатастрофа в истории случилась 35 лет назад

Самая абсурдная авиакатастрофа в истории случилась 35 лет назад  Культура

Крупнейшая авиакатастрофа в истории произошла 35 лет назад. 27 марта 1977 года 583 человека погибли в аэропорту Лос-Родео на Канарских островах в результате столкновения двух лайнеров Боинг 747. Причем, самолеты столкнулись не в воздухе, а на взлетно-посадочной полосе. Причиной аварии стал человеческий фактор.

Точнее, это было сочетание целого ряда факторов, основным из которых был человеческий. Источники дают разные подробности страшной аварии, но все сходятся в одном: люди были единственными, кто был виноват в аварии, в том числе диспетчеры, пилоты и террористы. Аварии не случилось бы, если бы боевики так называемого "Движения за независимость и автономию Канарских островов" не взорвали бы бомбу в аэропорту Лас-Пальмас.

В результате взрыва не было ни жертв, ни повреждений (лишь несколько пассажиров получили легкие ранения осколками стекла). Администрация временно закрыла терминал в страхе перед дальнейшими террористическими атаками. Диспетчеры послали самолет в небольшой аэропорт в Лос-Родео, расположенный в 70 милях от Лас-Пальмас.

Лос-Родео расположен в ложбине между двумя потухшими вулканами на высоте 700 метров над уровнем моря. Пилоты не любят этот аэропорт из-за непредсказуемых погодных условий. Из-за близости Атлантического океана за несколько минут солнечная погода может превратиться в туман. Однако, так как Лас-Пальмас был закрыт, все должны были приземляться в Лос-Родео.

27 марта самолеты наиболее известной авиакомпании мира должны были приземлиться на трехкилометровой взлетно-посадочной полосе в Лос-Родео один за другим. Местные менеджеры, отдавая приказы на плохом английском, едва справлялись с беспрецедентным наплывом самолетов. Такое "столпотворение" впервые наблюдалось в провинциальном аэропорту. Скромный Лос-Родео явно не был предназначен для обслуживания такого количества самолетов. Вскоре все места стоянки и даже часть рулежной дорожки были заняты лайнерами, которые ожидали разрешения лететь в Лас-Пальмас.

На борту самолета KLM голландской авиакомпании было 235 пассажиров и 11 бортпроводников. Голландский боинг должен был приземлиться в Лас-Пальмасе, высадить пассажиров и с другой туристической группой вернуться в Амстердам.

Американский боинг 747, принадлежащий авиакомпании Pan American, был заказан королевской туристической компанией "Круиз". На борту самолета находилось 378 пассажиров из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Они должны были попасть на борт круизного судна "Золотая Одиссея".

Спустя несколько часов после взрыва, аэропорт Лас-Пальмас вновь открыл свои двери. Всего лишь спустя несколько минут, счастливые первые самолеты уже были наготове лететь. Американский и голландский боинги были первыми в очереди и с нетерпением ждали разрешения на взлет.

Тем временем, погода начала ухудшаться. Морской ветер принес дождевые облака, и видимость резко упала. Посадочные огни аэропорта не работали. Было ясно, что взлет в условиях плохой видимости связан с большим риском, но пилоты и пассажиры обоих боингов уже очень устали сидеть в своих креслах. После нескольких часов полета из Лос-Анджелеса и Амстердама, а также после долгого ожидания в аэропорту, они не могли дождаться того момента, когда смогут отдохнуть в уютном номере отеля или в каюте корабля.

27 марта в аэропорту Лос-Родео дежурили два диспетчера. Один отвечал за передвижение воздушных судов по земле, другой же контролировал взлеты и посадки. Первому было поручено провести голландский боинг к одной из взлетно-посадочных полос. Этот диспетчер говорил по-английски очень плохо с сильным испанским акцентом, и капитану пришлось несколько раз уточнять маршрут. На старте экипажу судна пришлось обратиться ко второму диспетчеру, но на другой частоте.

Американский боинг также собирался взлетать. Ему была дана команда (также на ломаном английском) следовать сначала на ту же взлетно-посадочную полосу, куда последовал голландский боинг, но затем перейти на другую. Видимость в тумане не превышала 50 метров, пилоты с трудом различали границы взлетно-посадочных полос. Лос-Родео не был оснащен радиолокационной разведкой, и диспетчерам приходилось постоянно прояснять позицию воздушных судов на земле в соответствии с сообщениями пилотов.

В то время, как экипаж голландского боинга вел переговоры с "башней", американские пилоты направились в тому месту, откуда они должны были перейти на другую взлетно-посадочную полосу. Второй пилот американского самолета пытался уловить информацию радиообмена между диспетчером и голландскими летчиками.

Наконец, ему удалось "внедриться" в разговор: "…мы все еще на взлетно-посадочной полосе". В результате трагического стечения обстоятельств, его слова перекликались с концом инструкции, которую диспетчер давал голландскому экипажу: "… будьте готовы к старту, я свяжусь с вами, как только взлетно-посадочная полоса будет свободна".

Записи черных ящиков, обнаруженных после аварии, четко отображают этот трагический момент. Вместо того, чтобы услышать слова диспетчера, голландский экипаж услышал лишь шум. В результате, капитан не узнал главного, того, что американский самолет все еще находится на взлетно-посадочной полосе. Он решил, что ему было дано разрешение на взлет. Тем не менее, капитан американского судна подумал то же самое. В итоге самолеты на скорости направились навстречу друг к другу.

Заметив американский самолет в нескольких метрах, голландцы попытались взлететь. Хвост боинга заскрежетал о бетон. Самолет упал на американский боинг практически взлетев. Шасси снесли большую часть верхнего фюзеляжа американского самолета. Это помогло спастись нескольким пассажирам.

Голландский самолет упал на бетон в 150 метрах от места столкновения. Фюзеляж проехал около 300 метров по взлетно-посадочной полосе и остановился, перевернувшись на 90 градусов. Один за другим взорвались топливные баки. Обломки разлетелись на сотни метров, в результате чего загорелся американский самолет. Левая часть боинга Pan American была частично разрушена. Из 396 человек на борту американского 747 спаслись только 70 пассажиров, девять из них позже скончались в больнице. Экипаж выжил.

Данная авиакатастрофа добралась до всех учебников по гражданской авиации, как крайний пример человеческой неосторожности. Такое количество рокового стечения обстоятельств было единственным и самым беспрецедентным в мире авиации, и, надеемся, больше не произойдет в будущем.

Источник: www.english.pravda.ru
Оставить комментарий

Оставить комментарий

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Популярные темы:

Ошибка в Тексте? Система Orphus