Закрыть рекламу ^

Что такое теория разума?

Что такое теория разума? Наука

Возвращаясь в тот период времени, когда вам было около 2 лет, вы понимаете, что никаким разумом тогда и не обладали, по крайней мере, по сравнению с тем, чем вы обладаете сейчас. В первые несколько лет своей жизни, основной упор вы делали на себе: вы хотели есть, комфорта и красочных игрушек, и вы готовы были громко кричать, чтобы получить то, что хотите. В свою очередь, получив, то что хотели, вы взамен не давали ничего, кроме возможной тишины. Вы были, что называется, эгоцентристом. Однако, вас вряд ли можно обвинить в этом, поскольку вы не могли смотреть на свое поведение рационально.

Затем в возрасте 3-4 лет, если вы были "нейротипичным", ваше психическое развитие шло нормальными темпами, и вы прошли, казалось волшебное превращение. Вы стали гением в прочтении чужих мыслей. Вы неожиданно научились видеть "дальше своего носа" и принимать во внимание желания, потребности и психические состояния других людей. У вас начало формироваться то, что некоторые исследователи называют теорией разума.

Формально, академическая концепция, которая имеется в виду в этом контексте, называется скорее "теория о теории разума". Это подразумевает человеческую способность создавать теории о разуме других: о чем они могут думать, что они могут чувствовать, и что они могут сделать. Мы очень легко делаем подобного рода предположения, даже без осознания того, что мы делаем нечто принципиально удивительное: мы прогнозируем то, что происходит в головах других людей, и, что еще более удивительно, эти прогнозы чаще всего оказываются правильными.

Эволюция и теория разума

Если теория эволюции верна, то черты и особенности, присущие родственным видам, выжили в условиях естественного отбора. Проще говоря, данная черта была "найдена" полезной для выживания вида, следовательно, ее носители воспроизводили потомство и передавали ее ему.

Так же обстоит дело и с теорией разума. В самом деле, этот термин впервые был введен в 1978 году исследователями, которые, изучая шимпанзе, пришли к выводу, что они не могут понимать ментальное состояние своих собратьев, хотя позже другие исследования показали, что они все же могут.

Так в чем же заключается эволюционное преимущество теории разума? Как описывает ее коммуникационный профессор Френсис Стин (Francis Steen), рассматривая мотивы других для того, чтобы предсказать их действия, животное может определить движется или нет ему навстречу хищник, и планирует он его съесть или нет. И наоборот, когда травоядное животное видит, что в жаркий день хищник, движущийся к нему навстречу, не настроен на охоту, оно будет чувствовать себя спокойно и не тратить лишнюю энергию на попытку убежать от хищника, который и так не заинтересован в атаке. Любой, кто наблюдал, как лев и газель лежали в нескольких метрах друг от друга, при этом лишь изредка поглядывая друг на друга, видел этот принцип в действии.

Эта способность также служит и людям. Однако, когнитивные исследователи не полагают, что животные, как газели и львы, обладают возможностями теории разума. Большинство говорят только о людях, и о высших приматах как о тех, в распоряжении которых находится возможность этого более продвинутого интеллектуального анализа. Если говорить более конкретно, то если вы когда-нибудь смотрели, к примеру, на льва, и думали о том, что он счастлив, или что как он был бы рад оказаться на свободе, то вы уже тем самым доказали наличие у себя способности мыслить на порядок выше, на чем и основывается теория разума.

Есть несколько вариантов объяснения того, как мы учимся предсказывать поведение других людей. Одна из этих теорий следует модели поведения животных. Концепция мысленного моделирования говорит о том, что мы прогнозируем цели и действия других людей, основываясь на умственных построениях моделей нашего собственного поведения, окажись мы на их месте. Мы используем нам прошлый опыт для мысленного моделирования ситуации, то есть по существу мы используем вычислительную мощность наших мозгов, чтобы проанализировать имеющиеся данные, а затем сделать свой прогноз.

Теория разума, однако, идет гораздо дальше, чем мысленное моделирование, и это находит поддержку при изучении аутизма.

Аутизм и теория разума

Теория о теории разума стоит особняком от других теорий, стремящихся объяснить, как мы учимся понимать ментальное состояние других людей. В частности, она утверждает, что в какой-то момент, как правило, в возрасте 3-4 лет, мы начинаем осознавать, что другие люди придерживаются различных с нами взглядов и убеждений. В нашем сознании становится очевидным, что знание может быть разобщенным (мы можем знать что-то, что не знает другой человек и наоборот). Мы понимаем, что есть такая вещь, как способность говорить ложь, мы понимаем, что другие люди могут чувствовать по-другому, не так как мы, то есть, что не у всех одни и те же психические и эмоциональные состояния. Это является первым, крупнейшим шагом на пути к метапознанию, или мышлению о мышлении.

Навыки, связанные с теорией разума, появляются не у всех людей. Люди, принадлежащие к категории аутистов, как известно, обладают "слепым" разумом, что характеризуется их неспособностью считаться с точками зрения других людей, с их потребностями и желаниями. Это часто связывают с неумением сочувствовать, хотя эта идея в последние годы часто подвергается жесткой критике. Вместо этого, специалисты просто пришли к выводу, что люди, больные аутизмом, просто не обладают навыками теории разума.

Для того, чтобы это проверить, специалисты провели специальное тестирование детей – аутистов. Тесты выглядели примерно следующим образом: Салли играла с мячом в своей комнате. Затем она встает и решает пойти на кухню, но перед этим она кладет мяч в верхний ящик комода. Позднее в пустую комнату зашла ее мама и переложила мяч из верхнего ящика в коробку для игрушек. Когда Салли вернется в свою комнату, где она будет искать свой мяч?

Обычный ребенок правильно предположит, что Салли будет искать мяч в ящике комода, то есть там, где она его и оставила. Этот ответ показывает, что у ребенка есть осознание того, что другой человек не может знать определенных вещей. То есть, несмотря на то, что мама Салли переложила мяч, Салли об этом не знает. Ребенок-аутист, однако, более склонен к ответу, что Салли будет искать мяч в коробке для игрушек, то есть в последнем месте, говорящем им о местонахождении мяча.

Теория разума – это очень интересная концепция. Возможно, дальнейшее изучение аутизма даст больше ответов на вопросы о том, как мы приходим к этой удивительной способности понимать и думать о других людях.

Мы в соцсетях

Канал в Яндекс.Дзен Канал в Телеграмм Вконтакте Tik-Tok Одноклассники
Оставить комментарий
Оставить комментарий
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Популярные темы: