Закрыть рекламу ^

Животные знают что такое "хорошо" и что такое "плохо"

Животные знают что такое "хорошо" и что такое "плохо"  Невероятные факты

В известном видео на YouTube собака по кличке Танк смотрит на своего хозяина очень виноватым взглядом, когда тот приходит домой и застает разбросанный повсюду мусор из мусорного ведра и Танка с крышкой от ведра на голове. Но значит ли это, что собака на самом деле знала, что ведет себя плохо, или же она просто пыталась выглядеть покорной из-за того, что на нее кричал хозяин?

В еще одном видео показано, как пингвины строят свои гнезда, собирая камни. Один из пингвинов незаметно воровал камни из гнезда своего соседа всякий раз, когда последний отправлялся на поиски очередного камня. Понимал ли второй пингвин, что он вор и что поступает неправильно?

Это лишь несколько примеров того, что волнует этологов, ученых, занимающихся изучением поведения животных. В течение многих лет эти ученые полностью исключали возможность того, что у животных присутствует чувство морали, то есть они отличают правильное от неправильного. В последнее время, однако, они уже не так категоричны в этом вопросе.

"Раньше люди всегда отделяли умных животных, находящихся близко по иерархии к ним самим, от всех остальных", - говорит этолог Марк Бекоф (Marc Bekoff). "Однако, накапливается все больше и больше доказательств наличия морали у животных разных видов".

Справедливо для всех

Бекоф является почетным профессором экологии и эволюционной биологии в университете Колорадо, а также он один из основателей организации этологов, выступающей за этическое обращение с животными. Обширные исследования в этой области привели его к мысли, что мораль – это достаточно размытое понятие, а не система, созданная людьми, и что она начала развиваться с появлением млекопитающих.

"Она была обнаружена лишь у нескольких видов, потому что на всеобъемлющем уровне ее никто не изучал, однако, я полагаю, что нравственные чувства довольно широко распространены среди млекопитающих", - продолжает он.

Большая часть исследований Бекофа была сосредоточена на волках и койотах, причем оба этих вида живут в тесных группах по строго установленным правилам. Бекоф наблюдал акты альтруизма, терпимости, прощения, взаимности и справедливости среди волков и койотов, и подчеркивает, что многие из этих моральных чувств проявляются в том, когда животные играют друг с другом.

Псовые (семейство, к которому относятся также и собаки) учатся социальным кодексам поведения в юном возрасте через игру. К примеру, они для начала приглашают друг друга поиграть, используя особую позу: они ложатся на передние конечности, при этом задние лапы не сгибаются. Даже если это действие сопровождается агрессивным рычанием, их игривые намерения все равно ясны. Во время игры, доминирующие члены сообщества будут "меняться" ролями с более слабыми особями, что дать приятелям с более низким статусом шансы "на победу". Они также уменьшают силу своих укусов, чтобы предотвратить травмы. Если один из них вдруг случайно укусит второго слишком сильно, он принесет извинения, "поклонившись" и дав понять, что он все еще играет, несмотря на очевидный промах.

Нарушение этих правил – очень серьезный вопрос среди волков и койотов. "Есть вероятность того, что особь, нарушившая правила, будет помечена особым образом", - говорит Бекоф. Другие члены группы перестают общаться с "аморальным" индивидуумом, в результате чего он уходит из группы и рано умирает, потому что больше не получает всех преимуществ жизни в сообществе. Бекоф считает, что правила, по которым живут такие группы, помогают понять "моральный кодекс", позволивший ранним человеческим обществам функционировать и процветать.

Собаки произошли от волков, и, судя по всему, тоже придерживаются волчьего чувства справедливости. "Они понимают, что правильно, а что нет. Вы можете это увидеть, когда они играют с другими собаками: когда собака просит об игре другую собаку, пусть даже большую по размерам, она четко знает, что хочет играть, а не драться с ней или спариваться", - говорит он.

Кроме того, проведенные эксперименты в Венском университете показали, что собаки расстраиваются, когда сталкиваются с несправедливым отношением со стороны людей. Когда их просили дать лапу, они с большим удовольствием это делали. Однако, их энтузиазм значительно поутих, когда они увидели, что другим собакам за то же самое действие давали лакомство. Игнорируемые собаки начали проявлять признаки стресса, они лизали себя или царапали. Исследователи утверждают, что это говорит о том, что собаки были расстроены, увидев, что с ними обошлись несправедливо.

В книге Бекофа в соавторстве с Джессикой Пирс (Jessica Pierce) "Справедливость в дикой природе" приведено большое количество доказательств того, что моральные чувства присутствуют у многих других видов животных, в том числе у китов, ворон, летучих мышей, слонов, шимпанзе и даже у грызунов. К примеру, опыты на крысах показали, что они не будут есть, если знают, что тем самым причинят боль своим собратьям. Когда голодные крысы получили доступ к корму и начинали есть, вторая группа крыс получала поражение электрическим током, в тот момент грызуны переставали есть, чтобы не причинить боль.

Кроме того, представления о диких животных, как о безжалостных и жестоких существах, не имеют под собой абсолютно никаких оснований. "Все проводимые на сегодняшний день исследования среди приматов и других млекопитающих показали, что на 90-95 процентов их поведение является социально направленным. На самом деле очень редко в животном мире приходится сталкиваться с агрессией и насилием".

Мораль в мозге

Еще один вопрос, который затрудняет "измерить" мораль у животных, заключается в том, что ученые только начинают исследовать нервные механизмы, управляющие моральным принятием решений у человека. В прошлом году исследователи из Массачусетского технологического института обнаружили, что воздействие мощным магнитом на часть мозга студентов - добровольцев, называемую правым височно-теменным стыком, привело к временному перекосу в способностях принимать моральные суждения. Отвечая на вопросы о природе тех или иных действий после "магнитной встряски" то, что раньше оценивалось ими как нечто аморальное, теперь считалось вполне приемлемым. Это и показывает, что наше чувство морали жестко вплетено в наш мозг.

Бекоф подозревает, что те же механизмы мозга, которые контролируют нравственное поведение у людей, могут контролировать его и среди других млекопитающих. "Это относительно новая область исследований, поэтому пока у нас больше вопросов, чем ответов", - говорит он. "Однако, нам следует быть последовательными в изучении физиологических и поведенческих сходств между людьми и другими животными. Как только мы разработаем технологии изображения мозга животных, мы должны следовать тем же правилам неврологии, которые применялись нами в анатомии".

Иными словами, если структуры человеческого мозга, которые контролируют моральное и эмоциональное поведение, также присутствуют и у животных, то ученые должны признать, что эти структуры играют аналогичную роль в царстве зверей.

Собаки и пингвины

Так что же насчет собаки по кличке Танк и пингвина – вора? Этологи говорят, что чувство добра и зла может быть присуще животным, которые живут на земле уже очень давно. "Я действительно полагаю, что собаки чувствуют вину, по тому, как знать разницу между тем, что хорошо и тем, что плохо,что несомненно жизненно важно для псовых. Иначе они не смогут успешно уживаться с другими членами своей группы, при этом собаки полагают, что человек также является членом их стаи", - поясняет Бекоф.

Что же касается пингвина, то Бекоф неоднократно наблюдал воровство среди них в дикой природе, однако, не получил никаких доказательств того, что они знают о своем неправильном поведении. Вороны, которые крадут пищу, с другой стороны, знают, что ведут себя неправильно. Различие в том, как другие пингвины и другие вороны реагируют на воровство.

"В ситуации с воронами, их социальная организация зависит от того, насколько справедливо они относятся друг к другу, при этом, отношение к тем, кто ворует еду, значительно отличается, и как следствие они наказывают своего сородича, лишая его общения с остальными. В ситуации с пингвинами они этого не делают. Пингвины, которые крадут, не отторгаются своими сородичами".

Мораль в животном мире – это довольно щепетильная тема, и необходимы дополнительные исследования, чтобы до конца выяснить, где и в каких формах она существует. Тем не менее, как говорит Бекоф, мы действительно очень мало знаем о моральной стороне животного мира, они более развиты, чем мы предполагали ранее.

Источник: www.livescience.com

Мы в соцсетях

Канал в Яндекс.Дзен Канал в Телеграмм Вконтакте Tik-Tok Одноклассники
Оставить комментарий
Оставить комментарий
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Популярные темы: