Закрыть рекламу ^

Самолеты создают причудливые облака и вызывают осадки

Самолеты создают причудливые облака и вызывают осадкиСобытия
Несколько лет назад ученые были немало удивлены тем, как из дыры в облаке, которая образовалась после двух пролетевших самолетов, неожиданно повалил снег.

Случайное наблюдение привело к последующим глубоким исследованиям, которые помогли объяснить природу этого загадочного явления, проявляющегося при так называемом пробитии облаков. Также удалось объяснить, каким образом самолеты могут влиять на погоду, по крайней мере, на каком-то конкретном участке земли и неба.

Ученые изучали явление пробивания облаков с 1940 годов, и уже тогда появилось мнение, что самолеты играют определенную роль в процессе формирования облаков. На снимке можно увидеть потенциально новый тип облака, образованный подобным образом.

Уже в наши дни, специалист по микрофизике Эндрю Хэмсфилд (Andrew Heymsfield) (Национальный научно-исследовательский центр США по изучению атмосферы, Боулдер, штат Колорадо) вместе со своими коллегами обнаружил, что воздушные суда на самом деле могут формировать новые причудливые облака! В процессе своей исследовательской деятельности им удалось обнаружить нечто поистине новое: самолет может вызывать выпадение осадков путем пробивания туннелей в облаках, которые раньше недостаточно детально изучали.

Но как самолеты могут вызывать осадки? Дело в том, что облака на определенной высоте и при определенной температуре насыщены водяными капельками, имеющими температуру около -15°С. К примеру, большие скопления подобных облаков характерны для западной Европы и Тихоокеанского Северо-Запада Соединенных Штатов. Эти капельки могут оставаться жидкими даже будучи охлажденными до -34°С! Это происходит потому, что вода в этих облаках абсолютно чистая и не содержит никаких частиц, вокруг которых водяной пар мог бы конденсироваться и замерзнуть. Однако, если облако становится холоднее, они все таки замерзают и выпадают в виде дождя или снега.

Винты, пролетающего сквозь облака самолета, создают направленную назад силу. Как объяснил Хэмсфилд, эта сила рассеивает воздух, охлаждая его до -30°С. Двигатели делают то же самое, когда воздух воздействует на крылья самолета, хотя двигатели охлаждают воздух "лишь" до -20°С.

Как показали исследования, по мере того, как самолет "прорезает" облако, температура мириад капель изменяется до определенного, так называемого, переломного уровня, при котором сверхохлажденная вода замерзает и самолет дает толчок появлению облака из ледяных частиц.

"При появлении ледяных частиц, водяной пар конденсируются на них, и затем идет снег, или дождь. Примерно то же самое происходит у вас в ванной с зеркалом, которой всего лишь ненамного холоднее самой ванной комнаты", - объясняет Хэмсфилд.

В 2007 году Хэмсфилд и его коллеги совершили полет в самое сердце облака на превосходно оснащённом приборами турбовинтовом самолете недалеко от Денверского Международного аэропорта. Спустя некоторое время, размещенный на земле радар показал неожиданно появившуюся полосу снегопада в этой зоне.

"Когда мы просмотрели записи с наших видеокамер, направленных вперед и вниз, мы увидели похожую на канал дыру в плотной массе облаков, - говорит он. – А внизу мы увидели, как из дыры в облаке на землю падает столб снега".

По данным Федерального авиационного управления США за первым самолетом по образовавшемуся в облаке туннелю, летел второй такой же самолет. Через 5 минут, после того, как пролетел второй самолет, начался мощный снегопад. Снег валил целых 45 минут на полосе длинною в 32 и шириною в 4 километра. За это время выпало около 5-ти сантиметров снежных осадков!

Очевидно, что пробитие дыр запускает серьезные динамические процессы в облаках. Ученые надеются, что данные новых исследований, опубликованных этим месяцем в сводке Американского метеорологического общества, помогут пролить свет на процессы формирования облаков.

"И это открытие могло бы когда-нибудь сделать успешными разработки в области получения осадков из искусственно созданных облаков", - заключил Хэмсфилд, имея в виду, очевидно, что погоде следует для разнообразия начать зависеть от самолетов, а не наоборот.
Источник: Nationalgeographic.com

Мы в соцсетях

Канал в Яндекс.Дзен Канал в Телеграмм Вконтакте Tik-Tok Одноклассники
Оставить комментарий
Оставить комментарий
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Популярные темы: